Обратный звонок
Обратный звонок
Корзина
  • Ваша корзина пуста!

Проводка и сопутствующее

    Мы опустим то, как устанавливается само оборудование (усилители, акустика, сабвуферы, магнитолы), а подробно остановимся на «венах» и «нервах» современной автомобильной аудиосистемы – проводах и кабелях.

    Хочется надеяться, что после прочтения данной статьи человек, который решит поставить звук в автомобиль своими руками, не допустит стандартные ошибки и все сделает правильно.

    1. Широко распространенные ошибки

    Перечислим основные из них

- неправильно выбранный диаметр силовой проводки

- неправильная коммутация силовой и акустической проводки

- несоблюдение основ безопасности при прокладке кабеля

- использование дешевой проводки при установке дорогостоящих компонентов (что негативно влияет на итоговое качество всей системы)

    Но чаще всего встречается другое – проводка просто «пробрасывается» по салону автомобиля до необходимого места (например, до усилителя), никак не защищается, никак не крепится.

    Эти, так называемые «сопли», портят не только весь внешний вид системы, но могут привести и к весьма плачевным последствиям, например к короткому замыканию, от которого машина может и сгореть.

    2. Стандарты силовой и акустической проводки

    В метрической системе чаще всего используется понятие – «мм.кв» – т.е. квадратный миллиметр.

    В Америке, да и во всей Европе, используют маркировку в Гейджах (American Wire Gauge/ сокращенно AWG)

    Ниже приведена таблица соответствия размеров


    PS в экстремальных аудиосистемах используется иногда кабель размером 0 AWG, так называемая «нулевка». Это кабель в 53 мм.кв. используется, в основном, в системах, предназначенных для соревнований по SPL (Sound Pressure Level)

    3. Проводка «обычная» или «для соревнований». Что выбрать?

    При создании системы нужно четко понимать для чего эта система строится.

    Если вы устанавливаете аудиосистему для повседневной эксплуатации, то нет смысла прокладывать кабели таким образом как того требует регламент соревнований по автозвуку.

    Конечно же, это предпочтительно, но необязательно.

    Профессиональные установщики обычно пользуются некоторыми «соревновательными» наработками при установке обычных систем, но это скорее, показывает на качество самой студии и на профессионализм установщиков.

    К ним, например, относится крепеж силового провода по всей его длине через каждые 20 см.

    Укладка всей проводки в гофрированную трубку и т.п.

    Для участия в соревнованиях есть четко разработанный регламент по всем видам проводки в автомобиле (силовая, акустическая, межблочные кабели). Если не следовать данному регламенту, то при судействе качества инсталляции, участнику начислят штрафные балы, что может привезти к поражению на соревнованиях.

    Нужно понимать, что «обычная» и «соревновательная» проводка – это совершенно разные вещи именно в плане инсталляции.

    В качестве основы могут использоваться одни и те же провода.

    В связи с этим, также нужно понимать, что если вы захотите у себя в автомобиле сделать проводку по регламенту соревнований, то вам будет необходимо потратить дополнительные средства.

    Чем сложнее проводка, тем больше денег вы заплатите за ее инсталляцию.

    Также на стоимость влияет бренд кабелей. Об этом рассказано в следующей главе.

    4. Производители кабеля. Что купить?

    На сегодняшний момент  можно купить провода и кабели многих стран-производетелей.

    Основу caraudio рынка, разумеется, составляет продукция из Китая и Кореи.

    Практически любой бюджетный кабель, который вы сможете найти в магазине, сделан в Китае.

    Здесь все также как и в любой другой сфере, связанной с бытовой техникой или техникой для человека.

    Также есть несколько российских брендов, которые заказывают производство под своими брендами в Китае. Качество их продукции весьма высокое, что отражается на цене.

    Есть неплохие кабели немецкого производства, но в широкой продаже их не найдешь. Их используют, в основном, в автозвуковых студиях. В дорогостоящих проектах.

    Есть кабели, предназначенные для домашнего аудио. Бывает, что такие кабели используются и в автомобильных системах. Но у такого подхода есть минусы.

    Все же, проводка, специально рассчитанная на эксплуатацию в сложных условиях автомобиля разительно отличается по своим ТТХ от проводки для дома.

    Это касается и характеристик изоляционного слоя и характеристик пропускающей способности кабеля.

    При выборе кабелей нужно опираться на объективную необходимость.

    Если вы обладаете ограниченным бюджетом, то не стоит рассматривать покупку дорогого акустического кабеля. Вполне сойдет кабель хорошего производителя, произведенный в Китае.

    Не рекомендуем покупать готовые комплекты для установки.

    Обычно такие комплекты рассчитаны на установку 2-х или 4-х канальных усилителей.

    В такую цену невозможно поместить кабели и расходники хорошего качества.

    Мы рекомендуем вам подбирать все компоненты системы отдельно.

    Получится дороже, но на порядок качественней.

    5. Силовая проводка

    Под этим термином подразумевается кабельная продукция, которая используется для подключения питания усилителей и, иногда, магнитол.

    Сюда же можно отнести и так называемое «золото» или «железо». Об этом мы отдельно напишем в главе 8.

    Размеры силовых кабелей начинаются с 10 AWG и выше.

    Силовые кабели, обычно, бываю красного и черного цветов («плюс» и «минус» соответственно). Это сделано для удобства установщика, т.к. перепутать красный с черным очень сложно даже в условиях плохой освещенности.

    Многое зависит от материала из которого сделан кабель.

    Дешевые кабели делаются из алюминиевой проволоки, которая сверху покрывается слоем меди. Если такой кабель «распушить», то вы увидите в центре блестящий алюминий.

    Такой кабель плохо гнется. Часто, имеет очень толстую оболочку из ПВХ, что делается также для того, чтобы визуально сделать кабель толще.

    Такие кабели чаще всего выпускаются под бюджетными брендами.

    Хороший кабель не нужно гнуть. Когда вы берете его в руку, он сам гнется. Оболочка такого кабеля мягкая, легко снимается с жил.

    Такой кабель делается из безкислородной меди, что очень положительно сказывается на его технических характеристиках.

    Силовой кабель, обычно, продается на отрез.

    Для того, чтобы купить кабель необходимой длины и толщины, нужно знать несколько вещей:

    А) общая номинальная мощность вашей аудиосистемы (для расчета силы тока)

    Б) примерная длина кабеля от клеммы аккумулятора до усилителя или до дистрибьютора питания (если в вашей системе несколько усилителей)

    6. Акустическая проводка

    Под этим термином понимается тот кабель, который связывает усилитель и акустические системы. Или усилитель и кроссовер акустических систем.

    Купив комплект колонок вы можете найти в коробке некий провод сечением 20AWG , который многие считают проводом для установки. Это не совсем так.

    Изначально, именитые производители вкладывали этот провод в коробки только для того, чтобы инсталлятор мог протестировать работоспособность акустики сразу после покупки.

    Хитрые китайцы тоже начали вкладывать дешевый кабель в свои коробки, но стали позиционировать это по другому – «полный комплект для установки».

    Сейчас в коробке вы найдете не только провода, но и кучу саморезов для прикручивания акустики к металлу.

    Крайне настоятельно я рекомендую вам купить специальный акустический провод для подсоединения акустики. Даже в том случае, если у вас в системе нет усилителя.

    Часто используемый прием установщиков в современных автомобилях – использование штатной проводки для облегчения своей работы.

    Суть в том, что во многих автомобилях есть так называемая «аудиоподготовка» или стоит какая-нибудь простенькая аудиосистема.

    Это значит, что к местам установки акустики уже подведена штатная проводка.

    (Надо отдать должное производителям автомобилей, эта проводка обычно бывает вполне сносной толщины (примерно 16-18Ga)).

    Установщик прокладывает акустический кабель от усилителя до стойки двери, дальше врезается в штатную проводку. А в самой двери новый динамик подключается на старую проводку.

    Таким образом, установщик экономит очень много своего времени, т.к. во многих современных автомобилях (особенно в немцах) проводка в дверь проходит через специальный пластиковый разъем. Через него протянуть новый акустический провод – целая история.

    Акустические провода делятся на бюджетные и дорогие.

    Бюджетный кабель делается, как и силовой кабель, из алюминиевой проволоки. Он жесткий, ПВХ изоляция счищается с него с трудом. Маркировка трудно различима.

    Дорогой кабель – мягкий. С хорошей маркировкой. Сделан из безкислородной меди.

    7. межблочные кабели. Как проложить? Что из производителей выбрать?

    Межблочный кабель (кабель между источником сигнала и усилителем) – основной «звуковой» кабель в машине.

    В зависимости от сложности системы и возможностей головного ус-ва, в автомобиле может быть от одного до нескольких межблочных кабелей.

    Существует одно «золотое» правило установщика – не экономить на межблочниках!

    Это правило придумано не просто так.

    Если у вас ограничен бюджет, то нельзя экономить на двух вещах – передняя акустика и межблочные кабели.

    Современные автомобили содержат в себе кучу сложных электрических схем и блоков, которые могут выдавать в аудиотракт серьезные наводки.

    Поверьте, что гораздо проще сразу купить и проложить качественный межблочный кабель, чем после полной инсталляции «поймать помеху» и длительное время искать в каком месте вы ее поймали. Скорее всего, этим местом будет межблочный кабель.

    Также, золотое правило прокладки межблочных кабелей гласит – «по возможности, используй межблочный кабель необходимой длины. Не больше»

    Производители предлагают установщикам кабели стандартных длин: 1.5, 3 и 5 метров.

    В простых инсталляциях, большинство установщиков используют 5-метровые кабели, излишки которых сматываются в бухту и размещаются под задним сидением. Эта бухта – замечательный «ловец» помех от бензонасоса, к примеру.

    Профессиональные инсталляторы всегда паяют кабели под конкретную систему.

    8. расходные материалы для проводки

    Второе название этих расходных материалов : «железо» или «золото».

    Это: аккумуляторные клеммы, предохранительные колбы, дистрибьюторы питания, акустические клеммы, клеммы для подключения силового провода к усилителям, клеммы, для подключения проводки к конденсаторам и т.д.

    Одним словом, эта часть расходников, без которой невозможно качественно и красиво подключить проводку к основным блокам схемы – усилителям, аккумулятору, акустике.

    Качество расходников известных брендов становится понятным после эксплуатации системы на протяжении года и больше. Позолота не отваливается, контакт сохраняется, проблем не возникает.

    С китайским «ширпотребом» все хуже. Часто встречающаяся ситуация – в системе проблемы по питанию, но внешне все нормально. Все клеммы на месте, все блестит.

    Когда начинаешь проверять все места сочленений, находишь окислившийся провод на усилителе (в месте контакта клеммы и колодки усилителя) или что-то в этом роде.

    Если вы «строите» серьезную систему, в которой присутствует несколько усилителей, не экономьте на «золоте». Это лучше, чем через несколько месяцев искать в машине источник проблем.

    Также, красота в системе наводится использованием гофрированных трубок (гофра) различного диаметра и «змеиной кожи» – специального «рукава» из синтетического материала. Через него, обычно, пропускают силовые и межблочные кабели в тех местах, которые можно увидеть простым глазом. Получается очень красиво.

    9. аккумуляторы, генераторы, распределители питания.

    Если мы говорим о серьезных инсталляциях, рассчитанных на участие в соревнованиях, то необходимо упомянуть и о таких немаловажных составляющих систем питания автомобиля, как генератор и аккумулятор.

    Достаточно часто любители автозвука меняют обычный аккумулятор на специальные «автозвуковые».

    Особенностью такого аккумулятора является огромное количество циклов разряда\заряда. Обычные аккумуляторы не предназначены к таким условиям.

    Замена аккумулятора обусловлена тем, что штатный аккумулятор не справляется с питанием серьезной аудиосистемы. Очень много мощных потребителей (усилители). Штатный аккумулятор не успевает питать их и всех остальных потребителей. Специальный аккумулятор успевает все это сделать.

    Специальные генераторы устанавливают на автомобили очень редко. Это достаточно дорогие устройства и к тому же их установка требует серьезного вмешательства в конструкцию автомобиля (переустановка приводных ремней и т.д.). Такая установка может вам встретиться только на соревновательном автомобиле.

    Распределители питания используются в том случае, когда на борту одного автомобиля есть два аккумулятора. Один используется как стартерный и работает со штатными системами, а второй питает только звуковую систему.

    Распределитель нужен для того, чтобы генератор заряжал оба аккумулятора, а в момент воспроизведения музыки систему питал только «музыкальный» аккумулятор, не разряжая стартерный.

    10. Чего не стоит делать при прокладке кабелей

    А) Межблочные кабели и силовой провод необходимо максимально «развести» друг от друга и от штатной проводки автомобиля. Чаще всего, межблочники прокладывают посередине салона, а силовой кабель – вдоль одного из порогов.

    Б) Чем короче межблочный кабель – тем лучше. Никаких «бухт» под задним сидением. Это лишний шанс – «поймать» наводку.

  В) По возможности, заземляйте компоненты своей системы в одной точке. Если у вас в багажнике стоит два усилителя, то «минусы» обоих усилителей должны заземляться или на «минусовой» клемме конденсатора или на одном болту, который хорошо контактирует с кузовом автомобиля.

    Г) Лучше всего, чтобы длина «минусового» провода не превышала 45 см.

    Д) На расстоянии не более 40 см от «плюсовой» клеммы аккумулятора обязательно должна быть установлена колба с предохранителем.

    Е) Сечение силового кабеля должно соответствовать или превышать рекомендуемую для вашей системы (см. таблицу в главе 3)

    Ж) При пересечении силовой проводки с акустической, провода должны лежать перпендикулярно друг другу.

    З) При прокладывании силовой проводки через моторный щит используйте штатные отверстия, закрытые резиновыми заглушками. Если нет такой возможности, просверлите необходимое отверстие и обязательно заизолируйте его острые края, используя резиновые кольцевые прокладки.

    И) На конце любого кабеля должна быть клемма. Или кабель должен состыковываться с дистрибьтором. Это улучшает контакт.

    Советы из жизни

    Часто, при прокладке проводки возникает ситуация, когда проложить отдельно силовой кабель и акустический невозможно (вариант другой: силовой кабель и межблочный, акустический и межблочный).

    На самом деле не все так катастрофично. Практика показывает следующие факты:

- в большинстве машин среднего ценового диапазона (если эта машина не старше 5 лет) штатная электрика не очень «шумная». Поэтому, если вам придется проложить межблочный кабель вдоль какого-либо штатного провода – ничего особо страшного в этом нет. Просто старайтесь избегать таких мест как бензонасос и основной компьютер.

- проложить межблочный кабель параллельно силовому на небольшом отрезке вполне возможно. Скорее всего, наводок не будет.

- пойманная наводка, чаще всего бывает или из-за плохого качества межблочного кабеля, или из-за его прокладывания в непосредственной близости от генератора сильных помех в бортовой сети (бензонасос, компьютер)

- питание на магнитолу желательно подать непосредственно с аккумулятора. В некоторых случаях это помогает избежать лишних помех (например, в случае с использованием магнитол Пионер).

    11. Рекомендуемые размеры проводки для распространенных схем аудиосистем

    Рассмотрим несколько часто встречающихся схем построения аудиосистем в автомобиле.

    Схема№1.